Совместная игровая деятельность с детьми с применением ИКТ - технологии педагог Бархатова О.И. Использование икт при организации образовательной деятельности дошкольников Основные формы использования ИКТ

ИКТ в игровой деятельности детей

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек

По сравнению с традиционными формами обучения и развития дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Его помогает организовать использование интерактивной доски, которая помогает ребенку увидеть себя как бы со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи: ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
В старшем дошкольном возрасте очень важно вызывать и поддерживать у ребенка положительные эмоции, радостное настроение для эмоционального восприятия и положительного психологического настроя. Настроение, поведение и работоспособность маленького человечка в основном зависят от того на сколько нравится, на сколько интересно, доставляет ли это занятие удовольствие или нет. Поэтому является необходимым включение в игровую деятельность ребенка музыки. Музыка обогащает эмоциональный опыт ребенка-дошкольника, служит средством эффективного развития всех личностных качеств ребенка. Планирование и организация музыкально-воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий (Далее – ИКТ) должно учитывать наличие необходимого оборудования для проведения занятий, развлечений: наличие компьютера или ноутбуку, программного обеспечения, необходимых DVD или CD дисков, музыкального центра, музыкальных колонок, интерактивной доски, оптического прибора (проектора), наличие проекционного экрана. Наличие интерактивной доски позволяет педагогу и воспитанникам сочетать компьютерные и традиционные методы организации музыкально-воспитательного процесса. Однако, на современном этапе в образовательном процессе ДОУ недостаточно используют ИКТ как информационный ресурс в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сказанное определяет актуальность темы работы.
Объект исследования – процесс применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Предмет исследования – педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Цель исследования – изучить возможности применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
2. Проанализировать возможности использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в процессе опытно-экспериментальной работы.
3. Определить педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий по результатам опытно-педагогической работы.
Гипотеза: выдвинуто предположение, что игра является наиболее естественной и природосообразной формой жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Поэтому применение ИКТ в музыкально-игровой деятельности в ДОУ представляется целесообразным и будет способствовать раскрытию их творческого потенциала, развитию музыкальных способностей, а также созданию в группе эмоционально-позитивной атмосферы.
В работе использованы методы: теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотезы, моделирование, количественный и качественный анализ фактического материала; эмпирические методы: наблюдение, эксперименты; методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Методологическую основу исследования составили научные труды Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Е.В. Середа, Н.В. Увариной, Д.Б. Эльконина и др. Игру как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста всесторонне рассматривали такие ученые, как Л.С. Выготский, Е.В. Середа, Н.В. Уварина, Д.Б. Эльконин и другие. А.А. Люблинская, В.С. Мухина раскрыла особенность игровой деятельности в каждый из периодов дошкольного детства. Т.Д. Антонова, Ю.В. Терентьева, Д.Б. Эльконин раскрыли методические аспекты обогащения музыкой сюжетные детские игры. К.К. Соколова, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлева и др. обосновали необходимость использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности дошкольников на музыкальных занятиях. Н.Г. Яковлевой составлена картотека сюжетных детских игр с использованием музыкального сопровождения для детей старшего дошкольного возраста посредством применения ИКТ.
База исследования:
Структура исследования. Цель и задачи обусловили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем составляет 70 страниц.[...]

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

1.1. Сущность понятия «музыкальной игровой деятельности» в ДОУ

В настоящее время игровая деятельность признается важнейшим фактором формирования эстетической культуры ребёнка (Т.С. Комарова , Д.Б. Эльконин и др.). Современные исследователи исходят из той позиции, что игра является формой и способом образного отражения действительности, принятия и сохранения художественного опыта народа. Так, исследователь детской игры Д.Б. Эльконин полагал, что игра учит ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом и использовать их соответствующим образом . Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что создание общей философско-эстетической теории игры ещё не завершено.
Идея использования игры в деле воспитания принадлежит к давним и прочно утвердившимся теоретическим достижениям педагогической науки. Феномен игры – явление многомерное. Различные его аспекты исследуются философией, культурологией, психологией, педагогикой, эстетикой, искусствоведением и другими науками. Отсюда – многообразие акцентов в определениях понятия игры: изначальная школа поведения (С.Н. Кайдаш) , инстинктивное самообразование развивающихся задатков (И.В. Кошмина) , способ ориентирования в явлениях культуры с помощью культовых символов (Д. Эльконин) , механизм самоорганизации и самообучения (Т.С. Комарова) , способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов (А.М. Новиков) , совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, открытие и познание его и нахождение своего места в нем (Б.М. Рунин) . Но при всем многообразии подходов к феномену игры, при всем различии теорий её происхождения общим для них остается признание социализирующей, обучающей, развивающей функции игры, её огромного педагогического потенциала.
Исследователи детской игры (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в игре формируются такие способности человеческой личности, которые влияют на эстетический характер отношения к окружающему и в целом на эстетическое мировосприятие. Именно в игре происходит одушевление ребёнком неживых объектов, способность перевоплощаться в другого человека, видеть в объектах и предметах богатство отношений, а также вера в вымысел, иллюзию без утраты чувства реальности. Следовательно, игровое поведение очень тесно переплетено с искусством.
Как известно, среди всех видов музыкальной деятельности детей музыкальное восприятие является ведущим. Рассмотрение игры как системообразующего фактора педагогического процесса в музыкальном воспитании опирается на игровую природу музыкального восприятия. Теоретический анализ процесса музыкального восприятия ставит проблему его развития в контекст игровой деятельности слушателя. Сравнивая музыкальное восприятие и игровую деятельность, мы обнаруживаем целый ряд общих принципов: во-первых, преобладание эмоционального начала в игре и в восприятии музыки. Сложность и своеобразие эмоций в игре во многих исследованиях сравнивается с художественными эмоциями (Л.С. Выготский , В.Н. Дружинин и др.). Игра не ограничивается чистым действием – субъективное эмоциональное состояние её участников привносит в игру осмысленность, становится источником удовольствий, наслаждений, вызываемых игрой.[...]

Галина Виноградова
Консультация для воспитателей «Возможности использования ИКТ в игровой деятельности»

Возможности использования ИКТ в игровой деятельности

Подготовила Виноградова Г. Ю, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей , педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности , которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия , игровых знаков , приобретающих значение в смысловом поле игр. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства . В ходе игровой деятельности дошкольника , с использованием компьютерных средств у него развивается : теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения и развития дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ :

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач ;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности : восприятия , внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым , замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми

Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества , такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Однако опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Его помогает организовать использование интерактивной доски , которая помогает ребенку увидеть себя как бы со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка.

Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров , оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуа-тируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя , который несет ответственность за безопасность ребенка.

При взаимодействии ребенка с персональным компьютером стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

В отличие от персонального компьютера, интерактивная доска – инструмент групповой работы. Педагог, работающий с детьми любого возраста, сталкивается с тем, что изображение на интерактивной доске воспринимается иначе , чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски . Полноценное использование интерактивной доски предполагает, что действия на ее поверхности (перемещение объектов, рисование и др.) выполняются не только педагогом, но и детьми.

Интерактивные страницы, с которыми работает только педагог, свободны от многих характерных для дошкольных учреждений ограничений. Детям, сидящим на некотором расстоянии от доски, существенно проще охватить взглядом ее поверхность, наблюдая за действиями воспитателя или выполняя задание устно.

Интерактивная доска – это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.

Несмотря на то что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность . Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей) . Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не “роняя”.

После работы с компьютером или ИД для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т. д., игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин, но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с мышц глаз, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Зрительная гимнастика проводится после 5 мин работы для пятилетних и после 7-8 мин для шестилетних детей Длительность зрительной гимнастики как во время, так и после занятия составляет 1 мин.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых , но и средством обучения и развития детей. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
 предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
 несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
 движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
 проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
 предоставляет возможность индивидуализации обучения;
 ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
 в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
 позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
 компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служил и служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, сточки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А.Холодной, С.А.Шапкина и др.свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный доопределенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве сучеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
 дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
 глубже постигаются понятия числа и множества;
 быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
 тренируется эффективность внимания и память;
 раньше овладевают чтением и письмом;
 активно пополняется словарный запас;
 развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
 уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
 воспитывается целеустремлѐнность и сосредоточенность;
 развивается воображение и творческие способности;
 развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе неединичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хочу заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. Педагогами подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. «Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них недолжно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности. Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета. Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
 обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
 психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
 возбуждает живой интерес к предмету познания;
 расширяет общий кругозор детей;
 возрастает уровень использования наглядности на уроке;
 повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто ―вложить‖ в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список литературы
1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание

Консультация для педагогов

«Применение ИКТ в игровой деятельности»

Невозможно представить современную жизнь без информационных ресурсов. Современный мир требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Грамотное использование компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать творческие способности ребенка.

В ходе игровой деятельности с использованием компьютерных средств у дошкольника развивается мышление, воображение и другие качества, которые ведут к резкому повышению творческих способностей. По сравнению с традиционными играми, игры компьютерные обладают рядом современных новшеств:

Информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

Компьютерные игры помогают закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, их можно использовать в индивидуальной работе.

Во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Использование ИКТ в игровой деятельности обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: