Вебинар как сетевая форма организации учебной деятельности студентов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований Вебинары как форма обучения список литературы

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов. Для передачи знаний на расстоянии активно распространяется новое средство общения - вебинары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование вебинаров в учебном процессе.

Пластун Н.А., преподаватель математики и информатики,

Актюбинский кооперативный колледж

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Неоспоримым является потребность в модернизации процесса подготовки преподавателей. От решения этой задачи в значительной степени зависит развитие страны. Именно образовательная, а не судебная, не земельная является мощнейшим фундаментом общества - еще в середине IXX века констатировал Константин Ушинский.

Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов, что касается внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, в том числе и тех, которые можно использовать для передачи знаний на расстоянии. С 2009 года началось активное распространение нового средства общения - вебинара. Вебинар (веб + семинар = вебинар) ‑ групповая работа в Интернете с использованием современных средств общения видео, флеш, чата и тому подобное.

Существует ряд инструментов обучения, которые пришли из традиционного обучения, и останутся обязательными постоянно. Вместе с тем большинство инструментов обучения постоянно обновляются в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. В частности, традиционно именно общению отводится главная роль в процессе обучения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, которые направлены на обмен информацией, восприятие и понимание другого, ориентируясь на определенную тактику и стратегию взаимодействия. Средства общения не являются постоянными. В этом процессе как показывают доработки ученых и образовательная практика видное место занимают технологии Веб 2.0., которые позволили:

Обеспечить простоту в общении и сотрудничестве всех участников учебного процесса с помощью сетевых технологий, создание социальных сообществ, средств коллективного общения и обмена знаниями;

Реально внедрить личностно-ориентированные технологии обучения в условиях коренного изменения роли преподавателя из основного источника получения знаний в фасилитатора учебного процесса.

Фасилитация - стиль педагогического общения, который предусматривает облегченное взаимодействие в ходе совместной деятельности студентов и преподавателей; не навязчивая помощь группе или отдельному человеку в поиске способов выявления решения проблем, налаживании коммуникативного взаимодействия между субъектами деятельности.

Качественный дистанционный учебный процесс обязательно предполагает общение ‑ асинхронное (почта, форум) и синхронное (чат, скайп). Системы управления учебным контентом предусматривают создание и размещение на их базе электронных учебных курсов. Студент получает персональный доступ к такой системе, которая обеспечивает ему возможность пользоваться в любое удобное для него время поданным и размещенными там учебными материалами нового образца. При этом он получает не только статический текст в электронном формате, а мультимедийной и видео ресурсы и сервисы для коллективного использования и общение как в онлайн так и в офлан режимах вроде Вики, форумов, блогов, вебинаров, подкатов подобное.

Вебинар, как правило, проводится через социальные сервисы в Интернет, для чего необходимо зарегистрироваться на соответствующем сайте и открыть свой виртуальный класс. При бесплатном сервисе количество участников, как правило, ограничено 20 членами, количество записей тоже ограничено (Wiziq.com ‑ три записи) или выполняется частично (dimdim.com). Платный сервис обеспечивает больше возможностей. В некоторых случаях программное обеспечение можно установить на сервере организации (как бесплатно, так и платно).

Программное обеспечение для проведения вебинаров, как правило, позволяет:

Демонстрировать документы в наиболее распространённых форматах;

Передавать речь и видеоизображение ведущего и нескольких участников;

Общаться в чате и приватном чате;

Демонстрировать видеоролики;

Рисовать графические объекты и текст на белой доске;

Осуществлять перехват экрана компьютера;

Размещать файлы для обмена;

Проводить опросы слушателей.

Вебинары могут быть использованы для проведения:

Лекций с обратной связью;

Тематических семинаров;

Защиты выполненной работы;

Групповой работы;

Проведения опросов;

Демонстрации техники работы на компьютере;

Презентации различных коммерческих продуктов;

Тренинга.

Для проведения вебинара достаточно наличие опыта создания презентаций PowerPoint, проведения аудиторных занятий, использования педагогических теорий и социальных сервисов Интернет.

Во время проведения вебинара используются следующие режимы:

Управление . Отключение микрофона, исключение камеры, переход к документам в различном формате.

Рисование . При необходимости вы можете выделить элементы презентации с помощью инструментов рисования или указки.

Презентация . Переход по слайдам презентации.

Опрос . Для интерактивной работы с участниками можно создать опрос и посмотреть результаты.

Запись . Вебинар записывается продюсером.

Таким образом, вебинар - это технология, позволяющая в полной мере воссоздать условия колоборативнои (общей) формы организации обучения, а именно семинарского, лабораторного занятий, лекций, используя средства аудио, видео обмена данными и совместной работы с различными объектами, несмотря на то, что его участники могут физически находиться в разных местах. Таким образом создается виртуальная «аудитория», объединяющая всех участников вебинара. Вебинары можно считать виртуальный семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинар имеет главный признак семинара - интерактивность, которая может быть обеспечена с помощью модели: докладчик - слушатели, которые задают вопросы и обсуждают их, причем в роли докладчика может быть как преподаватель так и студент, в зависимости от роли, которую он должен выполнять по сценарию проведения такого семинара.

Какие преимущества имеет вебинар перед существующими традиционными и инновационными технологиями?

Вебинар имеет все преимущества традиционного семинара, воспроизводя возможности личного общения между слушателями, а также живого общения между слушателями и докладчиком. Так вебинары имеют следующие преимущества:

Высокая доступность для «посещения» слушателями;

Значительная экономия времени на организацию;

Удобство для «посетителей» - восприятие информации и знаний в привычной обстановке, без лишних шумов и т.п.;

Интерактивное взаимодействие между докладчиком и слушателями, также слушателями между собой и т.д..

Вебинары относятся к той технологии, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Однако участникам вебинаров требуется время для развития специальных навыков, необходимых для работы в режиме вебинара. Обучение, происходит с помощью вебинара, это пример синхронного обучения, когда преподаватель дает студентам учебный материал, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает уровень усвоения знаний и т.д., через виртуальное общение в реальном времени.

Независимо от типа занятия в процессе подготовки к проведению вебинаров целесообразно обратить внимание на следующие моменты:

Заблаговременная подготовка к участию и объявления о дате и времени его проведения: все участники должны заранее позаботиться о наличии необходимого оборудования и соответствующего канала Интернет связи, для проверки работы системы войти в виртуальной комнаты за 10-15 минут до начала вебинара; проверить звук и возможности ставить и задавать вопросы всеми участниками. Это позволит минимизировать риски технических «накладок» во время проведения вебинара;

Выбор темы, педагогическая целесообразность постановки целей и задач вебинара: необходимо раскрыть основные пункты доклада, вопросы для обсуждения и главную цель проведения вебинара, которая бы позволила студенту выяснить необходимость его участия в виртуальном семинаре и путей дальнейшего использования записанных видеоматериалов;

Отбор материала, который будет рассматриваться на вебинаре: необходимо четко спланировать соотношение изученного и нового материала, сформулировать проблему вопросы и подготовить описания соответствующих кейсов, предусмотреть обсуждение вопросов в малых группах и парах, распланировать участие каждого из его участников, расписать соответствующие роли, обеспечить студентов конкретными задачами для самостоятельной работы материала и четкими критериями его оценки, предложить специально разработанные формы взаимооценки и самооценки;

Методическая подготовка преподавателя и студентов к семинару: преподаватель должен разделить содержание темы на конкретные вопросы; заранее описать рекомендации по подготовке всех участников к их обсуждению, разработать инструкции обработки основной и дополнительной литературы; выбрать формы самостоятельных сообщений студентов - доклад, выступление, освоение, подготовка презентации и, в зависимости от цели проведения вебинара необходимо разработать показатели его оценки и формы проведения рефлексии;

Сценарий проведения вебинара. Целесообразно прописать с указанием времени следующие основные этапы вебинара: сообщение темы, цели и задач занятия, предоставление слова студентам для сообщения по тематике вебинара, комментарий относительно сообщения студентов, концентрации внимания студентов на вопросах, которые предусмотрены планом; постановка вопросов в процессе сообщения, побуждают к дискуссии, требуют доказательности, прочности знаний, изобретательности, подведение итогов занятия, задание для дальнейшего самостоятельного обработки материала; оценки и стимулирования к активному участию студентов в вебинаре, оценки ответов и активного участия в работе вебинара;

Подведение итогов вебинара: после проведения занятия преподаватель должен провести анализ, по которому определить раскрыта тема, какие знания получили студенты, отношение к занятию студентов и их творческая активность, достижения цели занятия.

Президент РК Н.А. Назарбаев в своем ежегодном послании подчеркнул, что Казахстану необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям, в том числе приоритетными целями являются создание эффективной системы обучения, внедрение инновационных технологий и повышение компьютерной грамотности населения

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях, когда создается единое интеллектуальное и эмоциональное пространство средствами интернет технологий, насущной проблемой становится сочетание классических педагогических технологий с информационными технологиями обучения. Технологии Веб 2.0., в частности вебинар, содержат большой потенциал повышения эффективности учебного процесса и требуют четкого определения условий их использования.


Тренинги, мастер-классы, конференции и выездные семинары, деловые игры и решение кейсов - форматов обучающих мероприятий сейчас великое множество. Как не прогадать и выбрать правильный, подходящий именно для Вас метод получения новых знаний?

Тренинги, мастер-классы, конференции и выездные семинары, деловые игры и решение кейсов - форматов обучающих мероприятий сейчас великое множество. Как не прогадать и выбрать правильный, подходящий именно для Вас метод получения новых знаний? Представляем вам руководство по обучению в формате вебинаров.

Вебинар – это форма дистанционного обучения, онлайн-мероприятие в сети Интернет, принять участие в котором могут от одного до нескольких тысяч человек.

Достоинства вебинаров как формы получения знаний

  • Удобство. Такой способ обучения отличается комфортностью процесса – Вы можете получать важную для вас информацию, не выходя из дома – не нужно добираться на мастер-класс, тратить на это лишние деньги и время. Вы можете избежать расходов и развить свои навыки, находясь практически в любой точке земного шара – главное, чтобы под рукой был компьютер и Интернет.
  • Возможность не отстать от группы при пропуске занятия. Каждому участнику после прохождения высылается запись вебинара, которую можно прослушивать в индивидуальном порядке. В отличие от обычных тренингов, это дает шанс легко восполнить пробел и дальше продолжить курс обучения – если вы пропустили одно занятие из серии вебинаров.
  • Сконцентрированность на предмете обучения. Во время онлайн-тренинга вы можете не отвлекаться на то, чтобы сделать пометки – запись за Вас ведут специалисты технической поддержки, а потом оперативно высылают её Вам на почту. Вариант для тех, у кого не хватает времени на просмотр: сделать аудио-версию вебинара и закачать её в плеер для прослушивания лучшего запоминания материала.
  • Информация от лучших экспертов. У тренинговых агентств не всегда бывает возможность привезти экспертов из других городов и стран для проведения мастер-класса. Благодаря технологиям ХХ I века теперь это стало доступно - тренеры могут провести обучение в ходе онлайн-конференции. А Вы в итоге получаете актуальные советы от лучших в своём деле специалистов.
  • Немедленная обратная связь. На обычном тренинге не всегда получается задать свои вопросы. Вебинар дает шанс адресовать свои вопросы тренеру как в письменной, так и в устной форме – вероятность получить « feedback » сразу гораздо больше.
  • Невысокая стоимость по сравнению с обычными тренингами. Ценовой диапазон стоимости участия в одном вебинаре тренингового агентства «Мастер-класс» обычно не превышает 1000 рублей. Это гораздо ниже стоимости традиционного семинара. За счет простоты проведения и подключения, вебинары - отличный вариант сочетания цены и качества.

Какие технические моменты стоит учесть при участии в вебинаре?

Как показывает практика, возможность участия зависит прежде всего от стабильного Интернета. Чем выше скорость вашего Интернета, тем выше вероятность, что все пройдет без помех.

Из техники Вам понадобятся колонки, наушники или встроенный динамик - для того, чтобы слышать голос преподавателя. Ссылку и пароль для доступа на сайт Вам вышлют организаторы вебинара. Если предполагается Ваше участие в роли спикера вебинара, вам также понадобятся микрофон или гарнитура; веб-камера – для того, чтобы Вас видели другие участники вебинара.

Как правило, компании, организующие вебинар, стараются предусмотреть техподдержку. Специально обученные специалисты расскажут Вам, что делать, если прервалась связь, не показывает видео или отстает звук.

Для регистрации нужно указать только свой email . Он вносится в базу, по которой участнику автоматически за 1 день приходит напоминание о вебинаре и ссылка с паролем для входа на портал. Оплата осуществляется по присланному счету в отделении Сбербанка.

Что еще отличает вебинары от стандартных форм обучения? На мастер-классах тренер дает групповые упражнения, где вы все равно отработаете полученную информацию. Вебинары же указывают направление движения, но двигаться в этом направлении или нет – зависит только от Вас. Применять новые знания на практике Вы будете самостоятельно. Такая форма обучения предпочтительна для самостоятельных, дисциплинированных и целеустремленных людей, которые твердо понимают, зачем им нужен этот тренинг. Если Вы относитесь к таким людям, вебинары станут для вас самой продуктивной формой прокачивания ваших навыков и получения новой информации.

Подробное расписание вебинаров от тренингового агентства «Мастер-Класс» Вы сможете увидеть, пройдя по .

Развитие современного общества в условиях информатизации связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Современные тенденции развития общества в целом и российского образования актуализируют внимание к развитию дистанционного образования, в основе которого лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний, без чего невозможны деловой успех и карьерный рост в технологически развитом обществе.

Актуальность современных форм повышения квалификации в условиях динамичного развития образования предопределяет поиск эффективных средств телекоммуникационного взаимодействия, обеспечивающих непрерывность профессионального развития, гибкость и мобильность подготовки современных специалистов. Одним из таких средств, получивших в последнее время распространение в образовательной практике, являются вебинары.

Так что же такое вебинар? Посмотрим в энциклопедии Википедии: «Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.» Это новое понятие Вебинар пришло к нам с Запада. Постепенно новое понятие вебинар вживается в нашу реальность и несколько видоизменяется.

Формат вебинара предоставляет возможность докладчику передавать информацию участникам семинара, находящимся на расстоянии друг от друга, позволяя им слышать и видеть друг друга.

Сейчас вебинар - это не только семинар онлайн, но и уроки онлайн, лекции онлайн, организованные при помощи web-технологий в режиме реального времени. Во время вебинара его участники находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника.

Различные платформы для проведения вебинаров предоставляют также возможность использования таких модулей, как чат(ы); опрос; демонстрация контента; совместная работа и др. Их сочетание позволяет обеспечить решение разнообразных дидактических задач.

Главная особенность вебинаров - интерактивность, возможность демонстрировать, отдавать, принимать и обсуждать информацию.

Благодаря Интернету и новым формам обучения, теперь мы можем обучаться, проводить уроки, лекции, тренинги в онлайн режиме, не выходя из дома. Это экономит время и деньги.

Как правило, вебинары предоставляют следующие возможности:

  • многосторонняя видео- и аудио-конференция;
  • загрузка и просмотр презентаций и видео;
  • текстовый чат;
  • опросы;
  • демонстрация экрана компьютера лектора слушателям.

Во время проведения вебинара посредством аудио- и видеосвязи в режиме реального времени происходит взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Возможность транслирования видео позволяет видеть преподавателя, который при объяснении материала может демонстрировать презентацию или другие документы. Во время обучения преподаватель и слушатели могут обмениваться своими файлами или предоставлять доступ к ким. Электронная доска позволяет оставлять записи всем участникам вебинара в соответствии с их правами. Эффективным средством сопровождения лекции является демонстрация рабочего стола с показом действий, которые совершает участник вебинара.

Интерактивные средства дистанционного взаимодействия, такие как чат, голосование и опрос, позволяют собрать информацию по тому или иному вопросу. Совместное использование приложений предоставляет слушателю вебинара и преподавателю возможность манипуляции программным обеспечением, запущенным на другом компьютере.

Управление удаленным рабочим столом пользователя позволяет получить полный контроль над его компьютером. Необходимо отметить, что существует возможность записи и последующего просмотра мероприятия, что существенно повышает заинтересованность слушателей к участию в вебинарах в процессе обучения.

Вебинары полезны тем, кто желает учиться и получать новые знания.

Преимущества вебинаров.

1. Экономия средств на обучение

Во-первых, стоимость онлайн-обучения гораздо ниже по сравнению с открытыми семинарами и тренингами. Во-вторых, не нужно тратить деньги на проезд, гостиницу и питание. Затраты на организацию учебного процесса также минимальны: все, что нужно - это персональный компьютер, подключенный к сети Internet, колонки и, при необходимости, веб-камера. В-третьих, есть много бесплатных вебинаров.

2. Возможность интерактивного участия

Участники вебинара могут увидеть презентации, видео, рабочий стол лектора точно так же, как если бы находились в лекционном зале. Можно задать свой вопрос лектору в чате и получить рекомендацию по конкретной ситуации, участвовать в опросах и голосованиях, обмениваться с коллегами мнением относительно выбранной темы в чате, дать и получить совет.

3. Для вебинаров не существует границ и расстояний

Участвовать в вебинаре можно, находясь в любом месте - на работе, в командировке, на отдыхе, дома. Можно слушать лектора, который находится в другом городе или даже в другой стране.

4. Экономия времени

Технология вебинаров предполагает обучение короткими сессиям: обычно от 1 до 4 часов. Не надо тратить время на проезд до офиса обучающей компании, на командировки, перелеты, переезды и гостиницы. То есть с помощью вебинаров можно учиться практически без отрыва от работы.

5. Вебинар является эффективным способом обучения

Вы сможете за короткое время подобрать наилучшего лектора и компанию. Вы сможете быть в курсе новых методик, приемов или знаний, повышая свой профессионализм и личные качества. Кроме того, вы сможете получить запись вебинара — практически все вебинары записываются, а так же теоретический материал в виде презентаций.

Вместе с тем анализ опыта проведения вебинаров позволяет выявить ряд проблем, влияющих на эффективность их использования в процессе повышения квалификации: технические (прежде всего низкое качество каналов связи, скорость Интернета); мотивационные, психологические (готовность к освоению новых средств ИКТ); организационные (наличие организационных условий для проведения и участия в вебинарах); компетентностные (уровень ИКТ-компетентности специалистов системы образования).

Занимаясь самообразованием и повышением своей квалификации я часто посещаю вебинары, конференции.

За время работы мною были посещены вебинары по темам:

  • «Методические особенности обучения по учебно-методическому комплекту для 7 класса «Геометрия» (авторский коллектив: Мерзляк А.Г., Полонский В.П., Якир М.С.)» (17.04.13)
  • «Прототип электронного учебника издательства «Просвещение» (17.12.14)
  • «Народный банк заданий» (21.01.15)
  • «Ученические работы — мощный интернет-ресурс нового образовательного содержания» (28.01.15)
  • «Различные подходы к организации работы в классе. Смешанное обучение» (04.02.15)
  • «Как выбрать устройство для работы с электронным учебником?» (12.02.15)
  • «О требованиях к электронным учебникам» (19.02.15)
  • «Концептуальные особенности курса алгебры 7-9 кл. в УМК авторов: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Преобразование алгебраических выражений» (03.03.15)
  • «Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности в основной школе» (11.03.15)
  • «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником» (16.03.15)
  • «Открытый урок с использованием электронного учебника издательства «Просвещение» (Литература, 7 класс, авт. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина)» (23.03.15)
  • «Открытый урок с использованием электронной формы учебника по информатике для 4 класса (УМК «Перспектива»)» (05.10.15)
  • «Использование УМК по математике в условиях введения и реализации Концепции математического образования РФ (на примере конструирования урока по УМК Никольского С.М. и др.)» (07.10.15)
  • «Электронная система «Образование»: работа с материалами и электронными сервисами системы» (19.08.15) (показать сертификаты)

Например, 16 марта из Департамента образования Москвы транслировался второй открытый онлайн-урок по использованию электронных учебников. Урок проводился в рамках постоянно действующего вебинара «Электронные учебники - новая образовательная реальность». Участники вебинара и зрители трансляции с сайта Департамента образования - более 4 тыс. человек - увидели урок математики. Его провёл учитель гимназии № 1520 Алексей Доронин. В роли учеников, а позже и экспертов выступила группа молодых педагогов Москвы. ЭУ не панацея, а всего лишь поддержка учителю, который умеет учить и любит общаться с детьми. Учительский планшет контролирует планшеты учеников.

Урок прошел красиво и увлекательно. Огромная экономия времени. Этот вебинар как и серию этих вебинаров я внимательно слушала, т.к. хотела апробировать работу с ЭУ, скачав на свое устройство. Издательство «Просвещение» предоставляло такую возможность каждому учителю ознакомиться и поработать c ЭУ с 15 апреля по 31 мая. Но, к сожалению, по техническим причинам у меня не получилось.

Очень мне понравился вебинар на тему «Метод проектов - модные слова или полезная технология?» На нем четко сформулированы определение «Что такое проект?», типы проектов, принцип «5П» (Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация), дается описание «5П» и на конкретных примерах показаны как правильно организовать деятельность учащихся по составлению и защиты проектов (показать несколько кадров). Представлены рекомендации по оцениванию продукта. Это помогло мне в организации исследовательской работы у учащихся.

Посетив множество вебинаров, хочется посоветовать учителям принимать участие в вебинарах на площадках издательств «Просвещение», «Легион».

При посещении вебинаров каждый человек ставит перед собой определенную цель. Одни посещают для получения сертификата для аттестации, другие, а их большинство по России-для самообразования, получения новых знаний, новой информации, но к сожалению, в нашем учреждении таких мало. В наш информационный 21 век учителям необходимо держать «руку на пульсе», быть в курсе всех новых методик, приемов и знаний, постоянно повышать свой профессионализм и личные качества.

«Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат»
Луций Анней Сенека

В онлайн-энциклопедии «Википедия» вебинар - это разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет

Объясним проще: вебинар - это обучающее онлайн-занятие или корпоративное онлайн-совещание. Лекция о тенденциях современных технологий, мастер-класс по оригами или инструктаж по новому оборудованию для удаленных сотрудников - все это можно провести в формате онлайн-вебинара.

В вебинаре всегда участвуют две стороны: докладчик-ведущий и слушатели. Обычно участники могут видеть ведущего, а он их - нет. Это неудивительно: если слушателей больше пяти, видеть каждого участника - затруднительно. Поэтому для организации вебинара нужна специальная платформа : сложно провести занятие на 100 человек в стандартном мессенджере с видеозвонками.

Как проходят вебинары и веб-семинары

Кому подходит формат вебинаров

Если вам необходимо больше информации о том, что значит вебинар для вашего бизнеса и какие возможности формата вам подойдут, оставьте заявку на нашем

Развитие современного образовательного пространства обусловило модернизацию технологической и методической составляющих процесса обучения. В нормативно-правовых документах подчеркивается необходимость и целесообразность совершенствования методов обучения и воспитания, в том числе и посредством внедрения дистанционных образовательных технологий. Широкое распространение последних определило развитие и становление онлайн-дидактики, предметом изучения которой является электронное обучение. Электронное обучение представляет собой организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников . Понятие «электронное обучение» синонимично термину “е-Learning”. В настоящее время активно развивается смешанное обучение (blended-learning), предполагающее оптимальное сочетание очной и дистанционной формы взаимодействия между преподавателем и студентами . Сегодня наибольшее распространение смешанное обучение находит в среде высшего профессионального образования.

Вlended-learning реализуется посредством веб-технологий, обеспечивающих новые способы и возможности коммуникации между всеми участниками образовательного процесса (wiki-системы, веб-сайты, вебинары) и др. Следовательно изменяется и форма организации учебной деятельности студентов. Учебная деятельность представляет собой совместную деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другие создают благоприятные условия для этого, т. е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения . Структура учебной деятельности включает в себя два основных компонента: деятельность учения и деятельность обучения. Для организации учебной деятельности необходимы определенные методы и технологии. Внедрение и активное использование в образовательной практике веб-технологий обусловило изменение форм организации учебной деятельности студентов (см. рисунок).

В настоящее время вебинар (онлайн-семинар) является одной из самых распространённых форм организации учебной деятельности в электронном обучении. Вебинар - это интерактивное учебное занятие, организованное посредством сети Интернет и специального программного обеспечения. При этом, не смотря на удаленность всех участников образовательного процесса, они имеют возможность видеть, слышать другу друга, взаимодействовать.

Принято выделять несколько видов вебинаров: информационный (вводное занятие, обзорная лекция, виртуальная экскурсия и др.); обучающий (проблемная лекция, практикум, лекция-демонстрация и др.); вебинар-тренинг .

Укажем основные дидактические возможности, реализуемые посредством вебинаров в обучении студентов.

Обеспечение обратной связи (интерактивность). При этом различают следующие типы интерактивности: один ко многим (преподаватель - студенты); один к одному (студент - студент, студент - контент); многие ко многим (взаимодействие студентов). Следует отметить, что организованная виртуальная аудитория изменяет роль, как преподавателя, так и студентов. В созданных условиях преподаватель не является транслятором знаний, его деятельность выходит на новый уровень и включает в себя такие компоненты, как организация самостоятельной активной познавательной позиции студента, консультирование, помощь в проектировании, управлении и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. По мнению И. Г. Захаровой именно новые образовательные технологии обеспечивают решение следующих задач:

Выявление и использование стимулов активизации учебно-познавательной деятельности;

Углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей;

Активное участие обучающегося в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории.

Визуализация и мультимедийная поддержка учебного материала. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, как справедливо отмечает А. И. Яковлев, «существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому».

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает процесс визуализации учебного материала. С увеличением информационных потоков особую актуальность приобрел принцип когнитивной визуализации, согласно которому эффективность усвоения повышается, если наглядность выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию.

Процесс визуализации представляет собой свертывание информационной единицы в наглядный образ, который может быть развернут. Наглядный образ служит опорой для мыслительных и практических действий. Выше было отмечено, что пассивное восприятие информации не обеспечивает полноценное усвоение содержания учебного материала. В такой ситуации представленные образы должны осуществлять не только информационную (иллюстративную), но и познавательную (когнитивную) функцию. Как отмечает П. Нортон, практически любая форма визуальной информации содержит элементы проблемности, разрешение которой осуществляется на основе анализа, синтеза, обобщения данных. При этом чем выше проблемность визуального сообщения, тем выше интенсивность мыслительной деятельности студентов. Для реализации принципа когнитивной визуализации разрабатываются специальные методы сжатия учебного материала (логико-смысловые модели сгущения учебной информации: одномерные (линейные) модели, двумерные модели, многомерные модели, диаграммы Исикавы, фреймовые модели и др.). Это позволяет в значительной степени концентрировать материал в виде комплексного образа и кодировать часть информации в виде знаков алфавита. Отметим, что визуализация и кодирование учебной информации способствуют более интенсивному усвоению материала, ориентирует обучающегося на поиск системных связей и закономерностей.

Осмысление вышесказанного обусловило рассмотрение и выделение особенностей протекания такого познавательного процесса как мышление. Этот вопрос является значимым, так как позволяет обосновать условия, обеспечивающие состояние интеллектуальной комфортности студентов в процессе применения веб-технологий.

Состояние интеллектуальной комфортности может быть достигнуто посредством создания ситуации успеха. Последняя представляет собой целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых реализуется возможность добиться существенных результатов в деятельности. В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что ситуации успеха способствует развитию познавательного интереса, корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценку), поддерживает благоприятный психологический климат, существенно повышает мотивацию обучения. При этом отметим, что мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Это положение подтверждается законом Йеркса-Додсона, иллюстрирующим зависимость результата деятельности от силы мотивации . «Никакая информация, предлагаемая ученику, не будет им усвоена, принята и перенесена внутрь его, если у него отсутствует соответствующая мотивация и личностная значимость учебно-познавательной деятельности» .

Наиболее близкой в этом аспекте для нас является позиция В. В. Серикова. Автор отмечает, что включение в содержание эмоционально ценностных, личностных элементов способствует развитию межсубъектного общения между всеми участниками образовательного процесса, создает благоприятный эмоциональный фон, повышению эффективности обучения.

Учебный материал воспринимается на личностном уровне, если он переживается как жизненная проблема. Это, в свою очередь, мобилизует и, соответственно, развивает структуры интеллекта.

Близкая позиция изложена И. Н. Фроловым . Исследуя влияние технических средств обучения на процесс восприятия информации и ее осмысление, он приходят к выводу, что новые образовательные технологии не только способствуют интенсификации процесса обучения, но также оказывают значительное влияние на формирование и усвоение понятий и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д.

Анализ вышесказанного подводит нас к пониманию того, что знание и учет перцептивной модальности студентов является одним из необходимых условий совершенствования процесса обучения в целом. В то же время, следует отметить, что на практике во избежание информационной перегрузки не рекомендуется задействовать все каналы восприятия одновременно.

Создание индивидуальных образовательных траекторий. А. В. Хуторской, А. Б. Воронцов подчеркивает, что индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала; Ю. Г. Юдина характеризуют ее как процесс и результат индивидуального выбора студентом содержания, уровня и пути получения профессионального при осуществлении педагогической поддержки этого выбора .

Принцип индивидуализации позволяет не только учитывать особенности и возможности каждого обучающегося, но и предоставляет право выбора. Исследователи указанной проблемы подчеркивают, что реализации субъектной позиции возможна именно за счет предоставления вариативности-права выбора. В работах Т. В. Машковой выделяется два направления выбора - горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное - обусловливает выбор содержания, форм организации образовательной деятельности. Вертикальное направление обеспечивает выбор оптимального уровня образования. С. И. Осипова, Т. В. Соловьева указывают на то, что выбор является действием, придающим всей деятельности целенаправленность . В рассматриваемых понятиях акцент делается на самостоятельность субъекта, его личностную позицию.

Вышесказанное позволяет заключить, что использование веб-технологий позволяет реализовать следующие функции в процессе подготовки студентов: информативно-обучающую, организационно-стимулирующую, диагностико-корректирую-щую и коммуникативно-управленческую.

Информативно-обучающая функция выражается в оперативной «доставке» информации преподавателям и студентам, в возможности автоматизированной работы с массивами данных. Организационно-стимулирующая функция направлена на координирование всего процесса обучения, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий. Это позволяет не только учитывать индивидуально-личностные особенности студентов, но также обеспечивает создание «ситуации успеха». Сопряженной с вышеописанной является функция коммуникативно-управленческая. Она способствует реализации различных форм взаимодействия субъектов, обеспечению обратной связи и управлению процессом обучения. Диагностико-корректирующая функция интегрирует ресурсы вышеописанных и предоставляет возможность автоматизированной диагностики знаний студентов, изменения индивидуальной образовательной траектории (темп, сложность заданий, уровень подготовки и др.).

Таким образом, веб-технологии позволяют реализовать на практике личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов посредством осуществления оперативной обратной связи, использования вариативных приемов и методов обучения, обеспечивая интенсификацию процесса подготовки в вузе.

Это происходит благодаря принципу адаптивности, интерактивности, индивидуализации, визуализации и мультимедийности.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: