Как я собирал ламповый усилитель. Как я собирал ламповый усилитель Ламповый усилитель губина монтажная схема

Много начитавшись про «тёплый ламповый звук», я давно хотел послушать и сравнить его с «каменным» (то бишь с транзисторными и микросхемными усилками). Однако ни у кого из моих знакомых не было лампового усилка, тратить лишних 30-70 килорублей на покупку брендового образца тоже не было желания. У тут волей судьбы во время капитальной перепайки родительской «Веги-109» мне подвернулась куча радиоламп, поэтому было принято решение собрать самодельный усилок.


СБОРКА
За основу была взята схема «усилителя Губина », опубликованная в High End Review (1997 07/08/09). В свою очередь, этот вариант является оптимизацией схемы Большова и Фурина («Радио», 1957, №4). Этот вариант мне понравился, потому что он очень простой и в тоже время обеспечивает классный звук, судя по обзорам. Все компоненты уместились на одной плате под крышкой корпуса. А главной проблемой оказались вовсе не лампы, как я думал раньше, а трансформаторы. Ламповые усилки требуют целую кучу трансформаторов: силовой с накальными и повышающими анодными обмотками, а также выходные трансформаторы на каждый канал, которые тоже очень существенно влияют на звук. В итоге силовым подошёл ТСА-270, купленный на барахолке за 300 рублей, а на выходные трансы пришлось раскошелится и заказать на Аудиоинструменте.

Однотактная схема в классе А обернулась низким КПД. «Тёплый ламповый звук» оказался даже очень тёплым, почти все резисторы рассчитаны на 2 и 5 Вт, и это неспроста. Опытным путём в схеме нашлась только одна ошибка: R11 нужен не на 2 Вт, а на 5. В остальном я всё делал из качественных компонентов и строго по инструкции автора, схема заработала с первого раза.

Вот так мой самопальный ящичек выглядит сзади:


Кенотрон наверху пока для красоты. В будущем планируется задействовать его для питания, но пока не подвернулось хорошего дросселя. Также в ближайшее время хочу переделать накал на постоянку, потому что ломовые переменные токи создают небольшой фон в 50 Гц. Да, он слышен, если только поднести ухо к динамику, но всё же.

Общий вид примерно такой. После завершения всех работ внутри можно будет подумать о доведении корпуса лаком и прочими ништяками =) Колонки Microlab Pro 3 сейчас стали, пожалуй, самым слабым звеном в системе.


ЗВУЧАНИЕ
Усилитель слушался в сравнении с «китовым» микролабовским усилком, неплохим и типа Hi-Fi усилком от микросистемы Panasonic sc-pm27e-k и транзисторным УНЧ в системе «Вега-109». Штатный микролабовский усиль вообще существует только для галочки в комплектации, про него можно сразу забыть. Усилок от Panasonic неплохой, но слабоват - уже при средней громкости нелинейные искажения прут из всех щелей. «Вега-109» мне досталась от родителей, я поменял в ней все советские электролиты и в своё время офигел от прозрачности звука. Например, при «слепом» тестировании FLAC отличался от MP3 320 kbps сразу, за несколько секунд прослушивания.

Что же показал наш электровакуумный товарищ? Раньше я думал, что «тёплый ламповый звук» - это что-то из области плацебо и прочих прогретых проводов. Оказалось, что нет. Ламповый усилитель - это не просто нейтральный усилитель тока, а тоже инструмент, который накидывает в музыку свои чётные гармоники. Поэтому при прослушивании «чистых» инструментов и вокала без электронной обработки ощущение естественности звучания намного выше. При прослушивании нескольких любимых треков Saint Preux оказалось, что части звуков я раньше просто не слышал. На лампах звук оказался гораздо мягче и сочнее. Слышна вся фактура звука - как медиатор «вжикает» по оплётке струны, как колотушка плюхается в бочку, песочек тарелок…

При прослушивании электроники и всего гитарного с дисторшеном эффект оказался обратным. Здесь уже для разделения инструментов и эффектов желательна большая сухость и дискретность в звуке, поэтому транзисторные схемы куда выигрышнее. Поэтому сравнивать ламповик с транзисторником оказалось сложно - они просто разные и у каждого своя ниша. Чисто с практической точки зрения лампы, конечно, ещё и неудобные - аппарат надо включать в два этапа (прогрев ламп и собственно усилок), лампы греются, дорогие и имеют ограниченный срок службы. С другой стороны, «ламповый звук» действительно вне конкуренции, если слушать классический рок или джаз.

Выходная мощность на канал тоже оказалась забавной штукой. 5 Вт ламповика раскачивают колонки не слабее 15 Вт транзисторного происхождения. Эффект известный и объясняется разными спектрами заполнения, но в этом я не разбирался.

Аудиофилы и все желающие велком =)

Довольно давно у меня появилась мысль собрать ламповый усилитель для прослушивания музыки. Долго эта мысль в облаках летала и вот наконец обрела свое материальное воплощение.

Свой первый ламповый усилитель я решил собрать по схеме Губина. Выбрал его по простоте конструкции и обещаному в описании высокому качеству звука. "Обещание" это сбылось полностью - я был приятно удивлен услышанным. Также эту схему уже собирал мой друг Илья с которым мы учились в университете. Он помог мне с лампами, панельками, некоторыми деталями. Как более опытный радиолюбитель, Илья дал мне основные рекомендации по монтажу усилителя и годным к применению в этой схеме деталям. Все соединения надо делать максимально короткими. Все "минусы" лучше соединить в одной точке, и затем эту точку посадить на шасси возле входных гнезд.

Регулятор громкости на входе я не использовал. Источником сигнала у меня был компьютер - с его помощью можно достаточно удобно регулировать громкость звука.

В качестве силового трансформатора я использовал ТС-180 просто потому что он был в наличии и его удобно перематывать. Соединил последовательно вторичные обмотки, домотал витков чтобы получить заданное схемой анодное напряжение 350 В. На выходе поставил тоже доступные тр-ры ТВЗ 1-9.

На фото показаны блок питания и собственно сам усилитель.




Привожу здесь статью и схемы которыми я руководствовался при сборке усилителя.

ОПИСАНИЕ

Выходная мощность усилителя невелика, но учитывая, что в последнее время появились АС с повышенной чувствительностью, он вполне может озвучить небольшое жилое помещение. В конце концов, радиолы, под которые отплясывали в конце 60-х, имели примерно такую же мощность.

Конструкция получила высокую оценку музыкантов, звукорежиссеров и специалистов из зарубежных High-End фирм. Мы надеемся, что эта публикация поможет вам собрать свой первый усилитель, который сможет дать полное представление о красоте лампового звука, почувствовать разницу между транзисторным и ламповым звучанием.

КОНСТРУКЦИЯ

Усилитель смонтирован на шасси из дюралюминия толщиной 1.5-2 мм. Сверху на шасси установлены лампы, входные и выходные клеммы, электролитические конденсаторы, а также входной и силовой трансформаторы. Все остальные детали - в подвале шасси. На передней панели размещены регуляторы громкости, выключатели питания и переключатель режимов "пентод - триод".

В качестве опорных точек для монтажа используются ламповые панельки и монтажные планки. Необходимо помнить, что все соединительные проводники должны быть минимальной длины, а провода, идущие от регуляторов громкости к сеткам Л 1, следует свить с шагом не менее 1 витка на сантиметр. Для снижения уровня помех все элементы необходимо соединять в точках, показанных на принципиальной схеме. Корпуса (отрицательные выводы) конденсаторов фильтра должны быть изолированы от шасси, а точка их соединения с земляной шиной находится экспериментально по минимуму фона. Так же определяется и место подключения земляной шины к шасси (как правило, около входных гнезд - прим. ред.).

Усилитель можно собрать из широко распространенных и даже уцененных деталей, и при этом получить хорошие результаты. Но если вы хотите создать действительно качественный аппарат, детали придется подбирать. Прежде всего это касается регуляторов громкости - от их качества зависит надежность всего усилителя. Желательно применять потенциометры фирм ALPS или NOBLE. Не стоит экономить также на входных и выходных гнездах - нужно учитывать, что деградация сигнала происходит именно в точках механического контакта. Многое зависит и от качества монтажного провода и марки припоя. Желательно использовать проводники из бескислородной меди и пользоваться припоем с повышенным содержанием серебра. Эксперименты показали, что лучше всего звучат полипропиленовые и полимерные конденсаторы, а также сопротивления с углеродистым и металлопленочным проводящим слоем.

Сердцем усилителя является выходной трансформатор, который наматывается на сердечнике ШЛ 22 х 32 с зазором 0.2 мм. Первичная обмотка содержит 3000 витков провода ПЭВ-1 0.2, вторичная - 90 витков провода ПЭВ-1 0.47. Намотку нужно производить послойно в следующем порядке: 90 - 1500 - 90 - 1500 - 90. Секции первичной обмотки соединяются последовательно, вторичной - параллельно. После намотки трансфоматор следует проверить, включив первичную обмотку в сеть 220 В. Если все сделано правильно, то напряжения на выводах вторичной обмотки должны быть одинаковы (около 6.6 В).

Сетевой трансформатор - стандартный, габаритной мощностью 90 - 120 ВА с повышающей обмоткой 310 В при токе 0.2 - 0.25 А и накальной 6.3 В при 2 А.

НАЛАЖИВАНИЕ

Перед налаживанием необходимо еще раз проверить правильность монтажа, после чего усилитель можно включить в сеть. К выходу необходимо подключить эквивалент нагрузки или громкоговоритель. Если усилитель возбуждается, концы вторичной обмотки трансформатора следует поменять местами. При исправных деталях и безошибочном монтаже режимы ламп устанавливаются автоматически. Если напряжения на электродах ламп отличаются от указанных на схеме более чем на 10%, их придется подобрать более тщательно. Напряжения на анодах Л1 зависят от величины сопротивлений R2 и R2", а напряжение на катодах Л2 и ЛЗ - от R10 и R10" соответственно.

ОТ РЕДАКЦИИ

Собранная за полтора часа схема усилителя заработала сразу, без всякого налаживания. Качество звучания было весьма высоким даже при использовании выходного трансформатора от лампового телевизора. Кстати, звучание можно существенно улучшить, заменив в источнике питания полупроводниковые диоды кенотроном 5Ц4С или аналогичным, на допустимый выпрямленный ток не менее 120 мА (см рис.3). При этом, правда, усложнится конструкция сетевого трансформатора. Повышающая обмотка должна состоять из двух секций по 350 В, и придется добавить еще одну накальную для кенотрона. Такая переделка позволит обойтись без отдельного выключателя анода: при включении усилителя напряжение в схеме будет появляться постепенно, по мере прогревания катодов кенотрона.

R1,R1 от 47 кОм до 100 кОм переменные, кривая В

R2,R2" 47 *кOм 2Вт

RЗ,RЗ" 360 Ом

R5,R5" 6,2* кОм

R6 10*кОм 2Вт

R7 10 Ом 2Вт

R10,R10" 1,5*кОм 5Вт

Трехламповый усилитель Губина

Схема усилителя Игоря Губина является результатом длительных иследований в области прикладной психо-акустики и была отшлифована методом проб и ошибок.

При оценке экспериментальных образцов перво-степенное внимание уделялось субъективным тестам на музыкальность, которые проводились квалифицированными экспертами. Простота схемы хорошо согласуется с основным принципом High End: предельная краткость звукового тракта, как можно меньше реактивных элементов на пути звука. Поэтому разделительные конденсаторы отсутствуют как на входе усилителя, так и между его каскадами.

Схема блока питания

Выходная мощность описываемого усилителя невелика, но учитывая, что в последнее время появились АС с повышенной чувствительностью, он вполне может озвучить небольшое жилое помещение. В конце концов, радиолы, под которые отплясывали в конце 60-х, имели примерно такую же мощность.

Конструкция получила высокую оценку музыкантов, звукорежиссеров и специалистов из зарубежных High-End фирм. Мы надеемся, что эта публикация поможет вам собрать свой первый усилитель, который сможет дать полное представление о красоте лампового звука, почувствовать разницу между транзисторным и ламповым звучанием.

Усилитель смонтирован на шасси из дюралюминия толщиной 1,5 — 2 мм. Сверху на шасси установлены лампы, входные и выходные клеммы, электролитические конденсаторы, а также входной и силовой трансформаторы. Все остальные детали — в подвале шасси. На передней панели размещены регуляторы громкости, выключатели питания и переключатель режимов «пентод — триод».

В качестве опорных точек для монтажа используются ламповые панельки и монтажные планки. Необходимо помнить, что все соединительные проводники должны быть минимальной длины, а провода, идущие от регуляторов громкости к сеткам Л1, следует свить с шагом не менее 1 витка на сантиметр. Для снижения уровня помех все элементы необходимо соединять в точках, показанных на принципиальной схеме. Корпуса (отрицательные выводы) конденсаторов фильтра должны быть изолированы от шасси, а точка их соединения с земляной шиной находится экспериментально по минимуму фона. Так же определяется и место подключения земляной шины к шасси (как правило, около входных гнезд — прим. ред.).

Детали

Усилитель можно собрать из широко распространенных и даже уцененных деталей, и при этом получить хорошие результаты. Но если вы хотите создать действительно качественный аппарат, детали придется подбирать. Прежде всего это касается регуляторов громкости — от их качества зависит надежность всего усилителя. Желательно применять потенциометры фирм ALPS или NOBLE. Не стоит экономить также на входных и выходных гнездах — нужно учитывать, что деградация сигнала происходит именно в точках механического контакта. Многое зависит и от качества монтажного провода и марки припоя. Желательно использовать проводники из бескислородной меди и пользоваться припоем с повышенным содержанием серебра. Эксперименты показали, что лучше всего звучат полипропиленовые и полимерные конденсаторы, а также сопротивления с углеродистым и металлопленочным проводящим слоем.

Сердцем усилителя является выходной трансформатор, который наматывается на сердечнике ШЛ 22 х 32 с зазором 0,2 мм. Первичная обмотка содержит 3000 витков провода ПЭВ-1 0.2, вторичная — 90 витков провода ПЭВ-1 0.47. Намотку нужно производить послойно в следующем порядке: 90 — 1500 — 90 — 1500 — 90. Секции первичной обмотки соединяются последовательно, вторичной — параллельно. После намотки трансформатор следует проверить, включив первичную обмотку в сеть 220 В. Если все сделано правильно, то напряжения на выводах вторичной обмотки должны быть одинаковы (около 6,6 В).

Сетевой трансформатор — стандартный, габаритной мощностью 90 — 120 ВА с повышающей обмоткой 310 В при токе 0.2 — 0.25 А и накальной 6.3 В при 2 А.

Усилитель:

  • R1, R1 от 47 кОм до 100 кОм переменные, кривая В
  • R2, R2′ 47 *кOм 2Вт
  • RЗ, RЗ’ 360 Ом
  • R4, R4′ 470 Ом
  • R5, R5′ 6,2* кОм
  • R6 10*кОм 2Вт
  • R7 10 Ом 2Вт
  • R8, R8′ 1 кОм
  • R9, R9′ 100 Oм
  • R10, R10′ 1,5*кОм 5Вт
  • R11 220 Ом 2 Вт
  • С1, С4 0,47мкФх630В
  • С2 47 мкФ х 450 В
  • СЗ 220 мкФ х 450 В
  • С5, С5′ 220 мкФх160В
  • Л1 6Н23П-ЕВ (ЕСС85)
  • Л2, Л2′ 6П14П (ЕL84)
  • П1, П1′ МТЗ, ПТ8-7
  • Тр1, Тр1′ трансформатор выходной 4 кОм/4 Ом
  • Номиналы, отмеченные * подбираются при налаживании

Источник питания:

  • R1 220 Oм 5 Вт
  • C1,C2 220 мкФ х 450 В
  • Д1-Д4 КД226А 4 шт.
  • Тр1 трансформатор силовой 220 В/310,6.3 В
  • Пр1 предохранитель 0,315 А
  • П1,П2 ТП1

Налаживание

Перед налаживанием необходимо еще раз проверить правильность монтажа, после чего усилитель можно включить в сеть. К выходу необходимо подключить эквивалент нагрузки или громкоговоритель. Если усилитель возбуждается, концы вторичной обмотки трансформатора следует поменять местами. При исправных деталях и безошибочном монтаже режимы ламп устанавливаются автоматически. Если напряжения на электродах ламп отличаются от указанных на схеме более чем на 10%, их придется подобрать более тщательно. Напряжения на анодах Л1 зависят от величины сопротивлений R2 и R2′, а напряжение на катодах Л2 и ЛЗ — от R10 и R10′ соответственно.

ОТ РЕДАКЦИИ. Собранная за полтора часа схема усилителя заработала сразу, без всякого налаживания. Качество звучания было весьма высоким даже при использовании выходного трансформатора от лампового телевизора. Кстати, звучание можно существенно улучшить, заменив в источнике питания полупроводниковые диоды кенотроном 5Ц4С или аналогичным, на допустимый выпрямленный ток не менее 120 мА (см рис). При этом, правда, усложнится конструкция сетевого трансформатора. Повышающая обмотка должна состоять из двух секций по 350 В, и придется добавить еще одну накальную для кенотрона. Такая переделка позволит обойтись без отдельного выключателя анода: при включении усилителя напряжение в схеме будет появляться постепенно, по мере прогревания катодов кенотрона.

Выходная мощность усилителя невелика, но учитывая, что в последнее время появились АС с повышенной чувствительностью, он вполне может озвучить небольшое жилое помещение. В конце концов, радиолы, под которые отплясывали в конце 60-х, имели примерно такую же мощность.

Конструкция получила высокую оценку музыкантов, звукорежиссеров и специалистов из зарубежных High-End фирм. Мы надеемся, что эта публикация поможет вам собрать свой первый усилитель, который сможет дать полное представление о красоте лампового звука, почувствовать разницу между транзисторным и ламповым звучанием.

Принципиальная схема


Оригинальная схема из журнала

Усилитель смонтирован на шасси из дюралюминия толщиной 1.5-2 мм. Сверху на шасси установлены лампы, входные и выходные клеммы, электролитические конденсаторы, а также входной и силовой трансформаторы. Все остальные детали - в подвале шасси. На передней панели размещены регуляторы громкости, выключатели питания и переключатель режимов "пентод - триод".

В качестве опорных точек для монтажа используются ламповые панельки и монтажные планки. Необходимо помнить, что все соединительные проводники должны быть минимальной длины, а провода, идущие от регуляторов громкости к сеткам Л 1, следует свить с шагом не менее 1 витка на сантиметр. Для снижения уровня помех все элементы необходимо соединять в точках, показанных на принципиальной схеме. Корпуса (отрицательные выводы) конденсаторов фильтра должны быть изолированы от шасси, а точка их соединения с земляной шиной находится экспериментально по минимуму фона. Так же определяется и место подключения земляной шины к шасси (как правило, около входных гнезд - прим. ред.).

Усилитель можно собрать из широко распространенных и даже уцененных деталей, и при этом получить хорошие результаты. Но если вы хотите создать действительно качественный аппарат, детали придется подбирать. Прежде всего это касается регуляторов громкости - от их качества зависит надежность всего усилителя. Желательно применять потенциометры фирм ALPS или NOBLE. Не стоит экономить также на входных и выходных гнездах - нужно учитывать, что деградация сигнала происходит именно в точках механического контакта. Многое зависит и от качества монтажного провода и марки припоя. Желательно использовать проводники из бескислородной меди и пользоваться припоем с повышенным содержанием серебра. Эксперименты показали, что лучше всего звучат полипропиленовые и полимерные конденсаторы, а также сопротивления с углеродистым и металлопленочным проводящим слоем.

Сердцем усилителя является выходной трансформатор, который наматывается на сердечнике ШЛ 22 х 32 с зазором 0.2 мм. Первичная обмотка содержит 3000 витков провода ПЭВ-1 0.2, вторичная - 90 витков провода ПЭВ-1 0.47. Намотку нужно производить послойно в следующем порядке: 90 - 1500 - 90 - 1500 - 90. Секции первичной обмотки соединяются последовательно, вторичной - параллельно. После намотки трансфоматор следует проверить, включив первичную обмотку в сеть 220 В. Если все сделано правильно, то напряжения на выводах вторичной обмотки должны быть одинаковы (около 6.6 В).

Сетевой трансформатор - стандартный, габаритной мощностью 90 - 120 ВА с повышающей обмоткой 310 В при токе 0.2 - 0.25 А и накальной 6.3 В при 2 А.

Перед налаживанием необходимо еще раз проверить правильность монтажа, после чего усилитель можно включить в сеть. К выходу необходимо подключить эквивалент нагрузки или громкоговоритель. Если усилитель возбуждается, концы вторичной обмотки трансформатора следует поменять местами. При исправных деталях и безошибочном монтаже режимы ламп устанавливаются автоматически. Если напряжения на электродах ламп отличаются от указанных на схеме более чем на 10%, их придется подобрать более тщательно. Напряжения на анодах Л1 зависят от величины сопротивлений R2 и R2", а напряжение на катодах Л2 и ЛЗ - от R10 и R10" соответственно.

УСИЛИТЕЛЬ (рис. 1):
R1,R1 от 47 кОм до 100 кОм переменные, кривая В
R2,R2" 47 *кOм 2Вт
RЗ,RЗ" 360 Ом
R4,R4" 470 Ом
R5,R5" 6,2* кОм
R6 10*кОм 2Вт
R7 10 Ом 2Вт
R8,R8" 1 кОм
R9,R9" 100 Oм
R10,R10" 1,5*кОм 5Вт
R11 220 Ом 2 Вт
С1,С4 0,47мкФх630В
С2 47 мкФ х 450 В
СЗ 220 мкФ х 450 В
С5,С5" 220 мкФх160В
Л1 6Н23ПЕВ (ЕСС85)
Л2,Л2" 6П14П (ЕL84)
П1,П1" МТЗ, ПТ8-7
Тр1,Тр1" трансформатор выходной 4 кОм/4 Ом
Номиналы,отмеченные * подбираются при налаживании

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ (рис. 2):
R1 220 Om 5 Вт
C1,C2 220 мкФ х 450 В
Д1-Д4 КД226А 4 шт.
Тр1 трансформатор силовой 220 В/310,6.3 В
Пр1 предохранитель 0,315 А
П1,П2 ТП1

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Диапазон усиливаемых частот (-3 дБ): 20 Гц - 80 кГц.
Чувствительность: 1,2 В.
Выходная мощность одного канала,
в тетродном режиме(переключатель П1 в положении 1): 4.5 Вт,
в триодном режиме(переключатель П1 в положении 2): 2.75 Вт.
Коэффициент нелинейных искажений (1 Вт): 0,25%.
Отношение сигнал/шум: 96 дБ.

STEREO&VIDEO ИЮЛЬ/АВГУСТ/СЕНТЯБРЬ 1996

Довольно давно у меня появилась мысль собрать ламповый усилитель для прослушивания музыки. Долго эта мысль в облаках летала и вот наконец обрела свое материальное воплощение.

Свой первый ламповый усилитель я решил собрать по схеме Губина. Выбрал его по простоте конструкции и обещаному в описании высокому качеству звука. "Обещание" это сбылось полностью - я был приятно удивлен услышанным. Также эту схему уже собирал мой друг Илья с которым мы учились в университете. Он помог мне с лампами, панельками, некоторыми деталями. Как более опытный радиолюбитель, Илья дал мне основные рекомендации по монтажу усилителя и годным к применению в этой схеме деталям. Все соединения надо делать максимально короткими. Все "минусы" лучше соединить в одной точке, и затем эту точку посадить на шасси возле входных гнезд.

Регулятор громкости на входе я не использовал. Источником сигнала у меня был компьютер - с его помощью можно достаточно удобно регулировать громкость звука.

В качестве силового трансформатора я использовал ТС-180 просто потому что он был в наличии и его удобно перематывать. Соединил последовательно вторичные обмотки, домотал витков чтобы получить заданное схемой анодное напряжение 350 В. На выходе поставил тоже доступные тр-ры ТВЗ 1-9.

На фото показаны блок питания и собственно сам усилитель.




Привожу здесь статью и схемы которыми я руководствовался при сборке усилителя.

ОПИСАНИЕ

Выходная мощность усилителя невелика, но учитывая, что в последнее время появились АС с повышенной чувствительностью, он вполне может озвучить небольшое жилое помещение. В конце концов, радиолы, под которые отплясывали в конце 60-х, имели примерно такую же мощность.

Конструкция получила высокую оценку музыкантов, звукорежиссеров и специалистов из зарубежных High-End фирм. Мы надеемся, что эта публикация поможет вам собрать свой первый усилитель, который сможет дать полное представление о красоте лампового звука, почувствовать разницу между транзисторным и ламповым звучанием.

КОНСТРУКЦИЯ

Усилитель смонтирован на шасси из дюралюминия толщиной 1.5-2 мм. Сверху на шасси установлены лампы, входные и выходные клеммы, электролитические конденсаторы, а также входной и силовой трансформаторы. Все остальные детали - в подвале шасси. На передней панели размещены регуляторы громкости, выключатели питания и переключатель режимов "пентод - триод".

В качестве опорных точек для монтажа используются ламповые панельки и монтажные планки. Необходимо помнить, что все соединительные проводники должны быть минимальной длины, а провода, идущие от регуляторов громкости к сеткам Л 1, следует свить с шагом не менее 1 витка на сантиметр. Для снижения уровня помех все элементы необходимо соединять в точках, показанных на принципиальной схеме. Корпуса (отрицательные выводы) конденсаторов фильтра должны быть изолированы от шасси, а точка их соединения с земляной шиной находится экспериментально по минимуму фона. Так же определяется и место подключения земляной шины к шасси (как правило, около входных гнезд - прим. ред.).

Усилитель можно собрать из широко распространенных и даже уцененных деталей, и при этом получить хорошие результаты. Но если вы хотите создать действительно качественный аппарат, детали придется подбирать. Прежде всего это касается регуляторов громкости - от их качества зависит надежность всего усилителя. Желательно применять потенциометры фирм ALPS или NOBLE. Не стоит экономить также на входных и выходных гнездах - нужно учитывать, что деградация сигнала происходит именно в точках механического контакта. Многое зависит и от качества монтажного провода и марки припоя. Желательно использовать проводники из бескислородной меди и пользоваться припоем с повышенным содержанием серебра. Эксперименты показали, что лучше всего звучат полипропиленовые и полимерные конденсаторы, а также сопротивления с углеродистым и металлопленочным проводящим слоем.

Сердцем усилителя является выходной трансформатор, который наматывается на сердечнике ШЛ 22 х 32 с зазором 0.2 мм. Первичная обмотка содержит 3000 витков провода ПЭВ-1 0.2, вторичная - 90 витков провода ПЭВ-1 0.47. Намотку нужно производить послойно в следующем порядке: 90 - 1500 - 90 - 1500 - 90. Секции первичной обмотки соединяются последовательно, вторичной - параллельно. После намотки трансфоматор следует проверить, включив первичную обмотку в сеть 220 В. Если все сделано правильно, то напряжения на выводах вторичной обмотки должны быть одинаковы (около 6.6 В).

Сетевой трансформатор - стандартный, габаритной мощностью 90 - 120 ВА с повышающей обмоткой 310 В при токе 0.2 - 0.25 А и накальной 6.3 В при 2 А.

НАЛАЖИВАНИЕ

Перед налаживанием необходимо еще раз проверить правильность монтажа, после чего усилитель можно включить в сеть. К выходу необходимо подключить эквивалент нагрузки или громкоговоритель. Если усилитель возбуждается, концы вторичной обмотки трансформатора следует поменять местами. При исправных деталях и безошибочном монтаже режимы ламп устанавливаются автоматически. Если напряжения на электродах ламп отличаются от указанных на схеме более чем на 10%, их придется подобрать более тщательно. Напряжения на анодах Л1 зависят от величины сопротивлений R2 и R2", а напряжение на катодах Л2 и ЛЗ - от R10 и R10" соответственно.

ОТ РЕДАКЦИИ

Собранная за полтора часа схема усилителя заработала сразу, без всякого налаживания. Качество звучания было весьма высоким даже при использовании выходного трансформатора от лампового телевизора. Кстати, звучание можно существенно улучшить, заменив в источнике питания полупроводниковые диоды кенотроном 5Ц4С или аналогичным, на допустимый выпрямленный ток не менее 120 мА (см рис.3). При этом, правда, усложнится конструкция сетевого трансформатора. Повышающая обмотка должна состоять из двух секций по 350 В, и придется добавить еще одну накальную для кенотрона. Такая переделка позволит обойтись без отдельного выключателя анода: при включении усилителя напряжение в схеме будет появляться постепенно, по мере прогревания катодов кенотрона.

R1,R1 от 47 кОм до 100 кОм переменные, кривая В

R2,R2" 47 *кOм 2Вт

RЗ,RЗ" 360 Ом

R5,R5" 6,2* кОм

R6 10*кОм 2Вт

R7 10 Ом 2Вт

R10,R10" 1,5*кОм 5Вт



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: